(495) 988 76 72

Опубликована статья "Сам себе Шерлок Холмс" в журнале "Служба кадров и персонал", № 10, октябрь 2010

Не секрет, что работодатели бывают разные: честные и не очень, подходящие конкретному соискателю или нет, есть и откровенные мошенники. Как не попасть в ловушку и не потратить время напрасно? Попробуем провести расследование самостоятельно до поездки на собеседования.
Вас приглашают на собеседование в компанию N. На этапе телефонного разговора необходимо выяснить точное название компании, сферу деятельности, обязанности, количество сотрудников и то, сколько лет она на рынке.
Итак, вооружившись определенными знаниями, можно действовать. Из инструментов потребуется Интернет, время и терпение. Необходимо найти официальный сайт компании, а также всю информацию по роду деятельности, проектам, партнерам, которая есть в сети. Отсутствие информации должно насторожить.
Особое внимание следует уделить информации о судебных разбирательствах: на каких источниках она размещена? В качестве кого фигурирует работодатель? Истца или ответчика? Загляните на сайт Арбитражного суда и попробуйте поискать информацию там: в практике был случай, когда компания ожидала рассмотрения дела о банкротстве и продолжала поиск персонала.
Слишком большое количество разбирательств, в которых компания участвует как ответчик, также должно насторожить: вряд ли компания, у которой проблемы с законом и клиентами будет хорошим работодателем.
А еще в бескрайних просторах сети есть так называемые «черные списки работодателей», или «антиджобы». Периодически эти сайты закрывают, однако их аналоги появляются вновь и вновь. Можно ли верить представленной там информации? На 100% - нет! Во-первых, на рынке много нездоровой конкуренции. Пиарщики готовы на все, чтобы испортить имидж компании-соперника, готовы даже нанимать людей для распространения информации подобного рода. На электронную почту пользователи регулярно получают всевозможный спам – «работа в интернете», «наполнение сайта» и т.п. Вот только стоять за этим может  все, что угодно. В том числе, и «черный пиар».
С другой стороны, даже в крупных и известных компаниях есть недовольные сотрудники. Есть и откровенно ленивые и неэффективные люди с большими амбициями – работать на рядовых должностях не хотят, на ответственных и требующих большой внутренней отдачи не умеют. После увольнения они выплескивают свое недовольство на компанию в целом и на своих бывших руководителей в частности.
Доля правды в негативных откликах есть, но узнать, какая именно, без дополнительной информации и личного знакомства с компанией невозможно.
Другой способ собрать информацию о компании – социальные сети. На большинстве подобных ресурсов предусмотрены специальные анкеты, в которых можно указать место учебы/ работы и т.д. Преимущество инструмента в том, что можно пообщаться с несколькими бывшими и работающими сотрудниками онлайн, задать все интересующие вопросы. Минус – субъективность оценки, как и в случае с «антиджобами».
Ряд ресурсов по поиску работы позволяет просматривать резюме с закрытыми контактами без регистрации как работодатель. Рекомендую воспользоваться поисковиком таких сайтов и поискать резюме людей, работавших в компании. Насторожитесь, если слишком много резюме тех, кто проработал всего несколько месяцев в рассматриваемой компании – это может свидетельствовать о неудовлетворительных условиях и текучке.
Еще один из вариантов сбора информации – мнение клиентов компании. Задержки оплат, неудовлетворительное качество товаров и услуг может многое сообщить о качестве работы компании в целом. Такой информации немало в Интернете (и здесь нужно помнить о конкуренции!), а можно оценить компанию самостоятельно, если речь идет о торговой компании: достаточно зайти в магазин и посмотреть как на состояние товара, на уровень обслуживания, на условия работы. Другой вариант – позвонить под видом клиента: уверена, что получите много полезной информации о корпоративной культуре и профессионализме сотрудников.
Немало писали и говорили об MLM-структурах. Хотя этот вид бизнеса считается вполне законным, занятость в нем для сотрудника часто оборачивается потерей денег и времени. Если эйчар при телефонном интервью отказывается озвучить обязанности или отвечает на вопрос общими фразами, следует отказаться от прохождения собеседования. Другой вариант – при личной встрече вас могут попросить выплатить некую сумму за «вводную лекцию, бейдж, спецодежду» и проч. Нужно ли говорить, что все это незаконно и противоречит ТК РФ?!
Итак, уважаемые соискатели, будьте бдительны. В любом случае, потраченное на сбор и анализ информации время не пройдет даром! Вы поедете на собеседование с конкретными знаниями о работодателе, его слабых и сильных сторонах. Будете знать все о деятельности компании, сможете определить для себя – готовы ли сотрудничать с ней, и уж точно найдете, что ответить рекрутеру на вопрос «Почему Вы хотите у нас работать?»  Исчерпывающую информацию можно получить при личном визите в компанию, собеседованиях и в первые дни работы. Но это, как говорится, совсем другая история.
Продолжение следует…